Меню
Есть вопрос или предложение?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы

История создания и становления проекта mX700

В основе любого успешного проекта лежит прежде всего идея и даже когда кажется, что залогом успеха стал случай, то позже, как правило, выясняется, что все случайности были не случайны. С проектом новой российской парусной яхты mX700 тоже было все не так просто.
Первоначально была идея создать в Петербурге парусный клуб нового для северной столицы формата. Клуб со своим собственным флотом парусных яхт, полноценной береговой инфраструктурой, комфортными условиями для занятия парусным спортом и собственной площадкой для общения людей, увлеченных парусом – место для встреч друзей. Идея создать такой клуб принадлежала яхтсмену, мастеру спорта, Дмитрию Жайворонку. Сама идея, конечно, была не нова – она давно ходила в парусном сообществе, но именно Дмитрию удалось собрать вокруг себя команду единомышленников, благодаря которым стала возможной практическая реализация задумки. И если в целом концепция создания клуба была понятна, то долгое время оставался открытым вопрос с главным элементом – флотом.

Мониторинг российского рынка парусных яхт привел к неутешительным результатам. Лодок, которые подходили бы под концепцию нового клуба, на территории России просто не оказалось. Нужна была лодка с четкими параметрами – длина 7 метров и ширина порядка 2,3 метров. Такие размеры обусловлены целями ее эксплуатации. Яхта должна быть достаточно проста в управлении, чтобы с ней мог справиться в случае необходимости и один шкипер, и в тоже время достаточно пассажировместимой, чтобы обеспечивать более эффективную работу клуба. При этом лодка должна иметь габаритную ширину для простоты ее транспортировки. В России на тот момент подобных лодок не производилось.

С точки зрения компоновки, габаритов и ходовых характеристик наиболее близкая к установленным требованиям была яхта J/70 американской компании J/Boats. По совокупности потребительских свойств эта лодка очень удачна, что обеспечило ее огромную популярность в мире. Но ее стоимость перечеркивала всю ее привлекательность для клуба.

Нерешенность вопроса с выбором яхты, грозила отложить реализацию идеи создания клуба на неопределенный срок или вовсе отказаться о нее. И тут срабатывает элемент неожиданности – та самая неслучайная случайность! Дмитрию Жайворонку поступает звонок от Александра Филиппова, генерального директора и владельца компании «Скоростные катера «Мобиле Групп», занимающейся в Санкт-Петербурге производством катеров и РИБов, человека, построившего все корпуса парусного швербота «Эм-Ка» – самой массовой парусной лодкой в истории современной России. Всего построено около 100 бортов. Александр обратился к Дмитрию за советом в рамках своей затеи усовершенствования «Эм-Ки», на что Дмитрий сказал, что есть идея получше и предложил встретиться. Их разговор стал поворотным моментом в судьбе mX700.
Александр Филиппов имеет за плечами огромный стаж работы в сфере строительства судов различной сложности – с 1985 года. «Все началось с моего серьезного увлечения парусным спортом, которое переросло в желание не только выходить на лодке, но и начать создавать их – говорит Александр. – Поэтому я пошел учиться в Кораблестроительный институт. По окончании вуза мы с коллегами сначала только проектировали лодки, а строились яхты по нашим проектам на разных сторонних предприятиях под заказ. Начинали проектирование с яхт микрокласса, затем стали проектировать лодки большего размера от семи с половиной до 32 метров. Стало понятно, что на проектах не проживешь, и мы организовали свое производство. Арендовали цеха и уже сами производили яхты микрокласса. Это был СССР, яхты производились для всего Союза, то есть заказов было прилично, но, когда Союз распался, отрасль производства яхт стала деградировать. Мы перешли на производство РИБ (жестко-корпусная надувная лодка) — они по назначению ближе всего к яхтам, и наше производство существует до сих пор только благодаря тому, что мы нашли нишу, близкую к яхтам».
Благодаря конструкторскому опыту и наличию собственного высокотехнологичного производства Александр Филиппов оказался тем самым человеком, который был способен реализовать смелую, в достаточной степени авантюрную мечту Дмитрия Жайворонка создать новую лодку — универсальный, легкий, маневренный, простой в управлении daysailer с современным эстетичным экстерьером.

Работу над корпусом начали в ноябре 2018 г. в буквальном смысле с чистого листа. Александра Филиппова вдохновляла полная возможность для творчества: он конструировал яхту такой, какой ее видел. Дмитрий Жайворонок, имея богатый опыт парусных гонок на различных классах, в том числе, строительства яхт, выступал в роли профессионального эксперта. Вместе они часами они обсуждали каждую деталь, каждый элемент будущей яхты, порой даже спорили: Дмитрий был сторонником более плавных форм, Александр же настаивал на смелых решениях. Сейчас очевидно, что именно эта немного грубоватая современная форма позволяет яхте выигрышно смотреться на воде на фоне других лодок.
Перед командой стояла задача в течение лета 2019 г. спустить на воду 8 корпусов нового флота. Несмотря на такие сжатые сроки, проект прошел все этапы разработки: проработаны несколько вариантов эскизного проекта, создана теоретическая модель корпуса, проведено детальное моделирование (смачиваемость, крен/дифферент), подробно рассчитаны весовые нагрузки, выполнен расчет остойчивости и окончательно выглажены поверхности.

Мастер-модель корпуса яхты, плавники руля и киля, все то, что имеет объемные криволинейные формы для обеспечения высокой точности изготовлены на крупногабаритном фрезерном станке с ЧПУ. Формы небольших деталей напечатаны на 3D принтере.
Для обеспечения высокой серийности была проведена большая работа по изготовлению оснастки, сделана проработка и детализация технологических процессов, от поставки материалов до окончательной сборки. Изготовлено 25 комплектов матриц всех пластиковых деталей и более трех десятков различных технологических приспособлений.

Отдельное внимание было уделено вопросу технологии строительства. Корпус mХ700 выполнен из стеклопластиковой сэндвич-конструкции на основе эпоксивинилэфирной смолы, мультиаксиальной ткани и пенопласта в качестве наполнителя. Проект изначально разрабатывался с учетом применения технологии вакуумного инфузионного формования. Этот метод в сочетании с использованием углеродистых материалов в особо ответственных местах, позволил существенно повысить качество и технические характеристики корпуса. Мобиле Групп освоила эту технологию и активно применяет ее при строительстве корпусов некоторых моделей своих катеров. Метод широко применяется зарубежными производителями, но в России по такой технологии парусные яхты не строят. В этом смысле проект mX700 является революционным для отечественного яхтостроения.
Яхта mX700 – не просто отечественная лодка, она отечественная от идеи, чертежа, финансирования, материалов и производства. Более 80% материалов, использованных при строительстве, произведены в России.
Первый корпус был представлен общественности на открытии нового петербургского клуба ZIGZAG 19 апреля 2019 года. Первые серийные борта mX700 клуб получил в мае этого года, а к концу августа на воде был уже флот из восьми яхт.

Опыт эксплуатации первого сезона в клубе ZIGZAG показал высокий уровень надежности корпуса и рангоута, а также полное соответствие яхты заявленным потребительским качествам. Яхта проста и стабильна в управлении, не требовательна к уровню подготовки экипажа, легка на ходу в слабый ветер и уверенно ведет себя при свежем ветре, и что очень важно, она безопасна.

Центральным событием лета для проекта стали соревнования на Кубок mX700 – первые в истории общероссийские соревнования класса. Испытать новую лодку в боевых гоночных условиях приехали ведущие профессиональные гонщики из разных регионов страны. В соревнованиях также приняли участие парусные функционеры и попечители парусного спорта. Мероприятие прошло при поддержке Всероссийской федерации парусного спорта. Это был очень волнительный момент. Как проявит себя лодка в условиях ее нещадного использования гонщиками? Но матчасть выдержала!

Конструкторский талант и опыт производственника Александра Филиппова, подпитанный свежей идеей Дмитрия Жайворонка, позволили построить не просто рабочую лодку для отдельно взятого клуба, а ухватить тренд и создать новый российский класс килевых парусных яхт, что не могло остаться незамеченным в парусном сообществе.

2 декабря 2019 года на торжественной церемонии награждения лауреатов премии «Яхтсмен России 2019» производитель яхт mX700 – компания «Скоростные катера «Мобиле Групп» стала обладателем премии «Российский производитель года». Награду заслуженно принимал главный конструктор проекта, директор компании, Александр Филиппов.


mX700 – яркий пример воплощения мечты. Всего за год бестелесная идея реализовалась в отличную яхту, которая вошла в состав флотов клубов в разных регионах России: Санкт-Петербург, Севастополь, Краснодар, Абрау-Дюрсо. На очереди клуб Москве. К концу 2020 года общее количество яхт превысит число 30.

mX700 по праву может считаться самым перспективным отечественным проектом спортивной килевой парусной яхты.
Made on
Tilda